Японские голосовые актеры 

Статья принадлежит © Мария Иванова

Создав крупнейшую в мире анимационную
промышленность , японцы никак не могли упустить из виду такой ее важнейший
элемент , как игра озвучивающих актеров . Поэтому они создали отдельную
индустрию воспитания и подготовки таких актеров .

Замечу , что ничего подобного такой индустрии больше нигде нет . В России и в
США , а также в других странах , производящих анимацию , озвучивают ее самые
обычные актеры телевидения , кино и театра , хотя некоторые из них со временем
приобретают вторую специальность и становятся профессионалами анимационного
озвучания . Однако никакого особого обучения они для этого не проходят .

В Японии все иначе . Актеры озвучания , которых по - японски называют " сэйю " ,
- это отдельная и популярная профессия , их специально готовят и учат не только
пользоваться возможностями своего голоса ( изменять его , изображать разные
акценты и диалекты , играть различные эмоции и т . д .), но и профессионально
петь .

Появилась индустрия сэйю примерно в начале 1980- х годов и связано ее появление
с Иидзимой Мари , молодой актрисой и певицей , сыгравшей главную женскую роль (
роль Минмэй ) в сериале " Гиперпространственная крепость Макросс " . Песни из
этого сериала в ее исполнении заняли высокие места в японских хит - парадах и ,
впервые в истории аниме , вызвали большой зрительский интерес к этой профессии .

В настоящее время отбор на курсы подготовки сэйю весьма суров - десятки человек
на место , причем получить работу по окончании курсов удается лишь одному из
двадцати выпускников . Кстати , точнее было бы говорить " выпускниц ", ведь
большая их часть - девушки . Объясняется это просто - они играют не только
женские , но и детские роли , мужчинам же остаются только роли мужчин и старших
подростков . Поэтому потребность в актерах - мужчинах несколько меньше .

Как уже отмечалось , для сэйю важно уметь хорошо петь . Ведь именно сэйю
исполняют большую часть песен , звучащих в японских играх и мультфильмах . В
последнее время , однако , наблюдается процесс сближения японского музыкального
шоу - бизнеса и сэйю - бизнеса . Некоторые сэйю начинают самостоятельную
музыкальную карьеру " без отрыва " от основной деятельности , а начинающие поп -
исполнители пытаются получить роль в популярном аниме - сериале , чтобы спеть в
нем какую - нибудь песню ... и сделать этим рекламу своему первому альбому .

Это тем более актуально потому , что в Японии финансированием поп - музыки и
анимации занимаются одни и те же концерны . Наиболее из них известны два : "
Sony " и " Pioneer ".

Иногда сэйю создают собственные музыкальные группы , исполняя вместе песни для
сериалов , над которыми они в настоящий момент работают . Естественно ,
существуют такие группы только на время создания и показа сериала . Самый
известные примеры таких групп - группа " DoCo ", созданная актрисами ,
озвучивавшими ТВ - сериал " Рамма 1/2" , и группа " Knight Sabers ", созданная
актрисами , озвучивавшими OAV- сериал " Кризис каждый день " .

Разумеется , помимо анимации сэйю озвучивают и видеоигры . Здесь важность
профессиональной игры чуть ли не больше , чем в анимации - ведь роли обычно
менее продолжительны , а потому в каждую фразу приходится вкладывать
пропорционально больше содержания .

В отличие от киноактеров сэйю куда менее свойственная " звездная болезнь ". Ведь
увидеть их можно только в специальных телевизионных программах или на концертах
аниме - музыки , а влюбляются их поклонники обычно не в них самих , а в их
голоса ( которые , опять же , они умеют менять ). Поэтому даже самые известные
сэйю не гнушаются никакой работой и с удовольствием играют даже в маленьких
эпизодических ролях ( с которых они обычно начинают свою карьеру ).

Здесь следует сказать о самом печальном в работе сэйю - она полностью пропадает
в переводе . Ведь актеры , которых задействуют при дубляже в других странах , не
проходили специализированной подготовки , а потому они значительно уступают сэйю
в мастерстве ( хотя иногда , особенно в России , превосходят их в опыте и
профессионализме ).

Так , известнейшая сэйю , Хаясибара Мэгуми , за свои тридцать с небольшим лет
сыгравшая более 200 ролей , считается " характерной " актрисой - играющей роли
определенного " характера " или амплуа . Ее амплуа - это обаятельные и
талантливые , но взбалмошные и легкомысленные девушки - подростки . Однако в том
- то и состоит ее мастерство , что ей удается каждый раз заново одушевлять эту
сюжетную " схему ", наполняя ее новыми оттенками и создавая объемные образы ее
героинь . А обычно дублирующим ее американским актрисам никак не удается
полностью заполнить созданную ей форму , и они играют только одну " грань " ее
ролей .

Это и немудрено - ведь дубляжом в США занимаются актеры - неудачники , не
смогшие реализовать себя в кино или на телевидении . Показательно , что одной из
лучших дублерш Хаясибары считается Лиса Ортиц ( Lisa Ortiz ), которую буквально
пригласили " с улицы ". Показательно , конечно , не для оценки мастерства
Хаясибары , а для общего уровня американского дубляжа .

Случаются и более странные истории . Делая дубляж классического фильма "
Ведьмина служба доставки " , компания " Walt Disney " заменила высокий детский
голос одного из главных героев - котенка , на грубый голос взрослого мужчины .
Какого именно эффекта они этим хотели достичь - до сих пор загадка для всех
заинтересованных зрителей . Ведь в оригинале специально подчеркивается , что
речь в фильме идет о двух взрослеющих подростках - самой юной ведьмочке Кики и
ее котенке Дзидзи . А переводчики компании " Walt Disney " сделали из Дзидзи
аналог Джинна из " Аладдина ". Наверно , они считали , что так его будет проще
воспринимать американским зрителям ...

Многих молодых сэйю уже не удовлетворяет исключительно артистическая карьера .
Так , известная сэйю Такаяма Минами - солистка поп - группы "Two-Mix" и
начинающий музыкальный продюсер , а мастер озвучания " благородных злодеев "
Коясу Такэхито недавно начал карьеру концепт - дизайнера и создал ТВ - сериал "
Белый крест " [ Wei? Kreuz ].

Почему же , несмотря на большую популярность и известность , сэйю не
пренебрегают эпизодическими ролями и хватаются за любую предлагаемую им работу ?
Причина очень проста - сама по себе игра в аниме не дает достаточного дохода .
Ведь в Японии не принято платить актерам проценты с прибыли от проката - они
получают только положенное им по контракту . В последнее время профсоюз сэйю
наконец - то обратил внимание на это обстоятельство и начал борьбу за увеличение
оплаты их работы .

© Мария Иванова