Т-34 обр.1940 года
Классификация средний танк
Боевая масса, т 26,8
Компоновочная схема классическая
Экипаж, чел. 4
История
Год(ы) производства 1940—1944
Год(ы) эксплуатации с 1940
Количество выпущенных, шт 33 929[1]
Основные операторы
СССР
Размеры
Длина корпуса, мм 5920
Ширина корпуса, мм 3000
Высота, мм 2400
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 45 / 53°
Борт корпуса (верх), мм/град. 40 / 40°
Борт корпуса (низ), мм/град. 45 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 40 / 42°
Корма корпуса (низ), мм/град. 40 / 45°
Днище, мм 13—16
Крыша корпуса, мм 16
Лоб башни, мм/град. 52
Маска орудия, мм/град. 40
Борт башни, мм/град. 52 / 30°
Корма башни, мм/град. 52 / 30°
Крыша башни, мм 15 — 25 / 84°
Вооружение
Калибр и марка пушки 76-мм Л-11
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 30,5
Боекомплект пушки 77
Углы ВН, град. —5…+25
Прицелы телескопический ТОД-6 обр.1940 года, перископический ПТ-6 обр.1940 года
Пулемёт(ы) 2 × 7,62-мм ДТ
Подвижность
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый дизельный жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском
Мощность двигателя, л.с. 450
Скорость по шоссе, км/ч 55
Скорость по пересеченной местности, км/ч 25
Запас хода по шоссе, км 300
Запас хода по пересеченной местности, км 230
Удельная мощность, л.с./т 18,7
Тип подвески подвеска Кристи
Ширина гусеницы, мм 550
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,75
Ширина преодолеваемого рва, м 3,4
Преодолеваемый брод, м 1,3
Описание конструкции
Т-34 имеет классическую компоновку. Экипаж танка состоит из четырёх человек — механика-водителя и стрелка-радиста, располагающихся в отделении управления и наводчика с командиром, выполняющим также функции заряжающего, которые находились в двухместной башне.
Броневой корпус и башня
Броневой корпус Т-34 — сварной, из катаных плит гомогенной стали, марки М3-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм. Броневая защита противоснарядная, дифференцированная, выполненная с рациональными углами наклона.
Вооружение
Основным вооружением Т-34 ранних выпусков (1940 — начала 1941 года) являлась 76-мм пушка обр. 1938/39 г. (Л-11). Длина ствола орудия — 30,5 калибров / 2324 мм, начальная скорость бронебойного снаряда — 612 м/с.
С февраля—марта 1941 года она была заменена на 76-мм пушку обр. 1940 г. (Ф-34). Длина ствола этого орудия равнялась 41,5 калибрам / 3162 мм, а начальная скорость бронебойного снаряда — 662 м/с.
Устройство
дизель-мотор марки В-2-34, V-образный, водяного охлаждения
Документ «Танк Т-34. Руководство» 1944 года описывает танк следующим образом:
Основные части танка:
броневой корпус и башня (в них помещается экипаж, а также размещаются вооружение, боеприпасы, приборы наблюдения и связи, электрооборудование и механизмы танка);
двигатель: дизель-мотор марки В-2-34, V-образный, водяного охлаждения;
механизмы трансмиссии: главный фрикцион, коробка перемены передач, бортовые фрикционы, тормозы, бортовые передачи;
приводы управления: рычаги бортовых фрикционов, педали главного фрикциона и ножного тормоза, механизм переключения передач;
ходовая часть: ведущие колёса, гусеничные цепи, направляющие колёса (ленивцы), опорные катки с балансирами, подвеска;
оборудование и снаряжение.
Внутри корпус танка делится на четыре отделения: управления, боевое, моторное, трансмиссионное. Отделение управления находится в носовой части танка. В нём размещены сиденья механика-водителя и стрелка-радиста, приводы управления механизмами танка, приборы, контролирующие работу двигателя и электрооборудования, пулемёт ДТ в шаровой установке, часть боекомплекта, радиостанция, два баллона с сжатым воздухом для воздушного запуска двигателя, запасные части, инструмент и принадлежности. Боевое отделение находится в средней части танка. Над ним установлена на шариковой опоре башня, в которой размещены вооружение, часть боекомплекта, приборы наблюдения, а также сиденья командира танка и башенного стрелка. В вентиляционном люке башни установлен мотор-вентилятор. Основную часть боекомплекта укладывают в боевом отделении — на полу и около бортов. За железными съёмными листами фальшбортов, между шахтами подвески, расположены баки для горючего. Моторное отделение находится в средней части танка, за боевым отделением, от которого оно отделено перегородкой. В этом отделении установлены: двигатель, два водяных радиатора, два масляных бака и четыре аккумуляторные батареи — попарно, на кронштейнах, между нижней половиной картера двигателя и радиаторами. Трансмиссионное отделение находится в кормовой части танка. В нём расположены главный фрикцион с центробежным вентилятором, коробка перемены передач, бортовые фрикционы с тормозами, электростартер, бортовые передачи и два топливных бака.
Важным преимуществом перед немецкими танками являлось то, что Т-34 был оснащён дизельным двигателем, более безопасным по возгораемости, экономичным и неприхотливым в обслуживании.
Бронирование
Т-34 изначально разрабатывался как танк с круговым противоснарядным бронированием, способным выдерживать огонь танковых орудий и противотанковой артиллерии рубежа 30 — 40-х годов, имевших калибр от 20 до 47 мм, в особенности 37-мм пушек наиболее вероятного противника — Германии, способных уверенно поражать все советские танки разработки 30-х годов (БТ, Т-26, Т-28, Т-35 и другие).
Для того чтобы сочетать высокую подвижность, относительно небольшую массу и мощную противоснарядную броню, конструкторам пришлось пересмотреть традиционный подход к бронированию танков. Основной особенностью бронекорпуса нового танка стало размещение листов брони под большими углами наклона относительно вертикали. Верхний и нижний лобовой листы корпуса 60°, верхняя часть бортов и корма 45°. В результате, испытания показали, что 45 мм лобовой наклонный лист равноценен 70-80 мм брони, установленной вертикально. Определённую проблему создавали лишь две ослабленные зоны на лобовой броне: люк механика-водителя и шаровая установка курсового пулемёта.
Эффект наклона брони
Более точный анализ показал, что наклон брони важен лишь для случаев, когда калибр снаряда не превосходит толщины брони, то есть, в данном случае, для калибров менее 45 мм. С увеличением калибра, защитный эффект наклона быстро снижается. Для снарядов калибра 88 мм наклон брони Т-34 практически не оказывал влияния на бронепробиваемость[3].
Башня
Башня обтекаемой формы имела ту же толщину брони, кроме вариантов, изготавливавшихся литьём. Они имели меньшую снарядостойкость, и потому толщину брони пришлось увеличить до 52 мм Т-34-85 имел полностью переделанную башню, с увеличенной до 90 мм толщиной брони. Но главное в другом — за основу новой танковой пушки С-53 была взята 85 мм зенитная пушка образца 1939 года, что значительно удешевляло и ускоряло производство танковых орудий.
Развитие бронирования
За всю войну бронирование вариантов Т-34 с 76-мм пушкой существенных изменений не претерпело, в таком виде он воевал до конца войны. И если в 1941 году его броневая защита превосходила в принципе возможности большинства противотанковых средств противника и его танковых пушек во многих типичных боевых ситуациях, а в остальных представляла для них существенную проблему, не говоря уж о существенном превосходстве пушек и бронирования над таковыми практически всех немецких танков, то в конце войны Т-34 сравнительно легко поражался практически всеми штатными противотанковыми средствами немецкой армии. Попытки улучшения защиты путём экранирования (наложения дополнительных листов брони) предпринимались, но значительного эффекта не дали и широкого распространения не получили.
Производство
Жесткое требование ГКО и лично Сталина постоянно увеличивать производство танков заставляло всемерно удешевлять производство, постоянно сокращая трудозатраты. К началу 1945 года трудоемкость изготовления Т-34 снизилась по сравнению с 1940 г. в 2,4 раза, в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — 2,5 раза. И это в условиях, когда без снижения количества производимых машин был совершен переход к производству Т-34-85 вместо Т-34. На протяжении всей войны советская промышленность сохранила абсолютное превосходство в количестве произведенных танков[4].
История применения
Т-34 перед входом в Центральный музей Вооружённых Сил
Советское инженерное бюро, возглавляемое Кошкиным и Морозовым, начало работу над новым танком в конце 1930-ых, используя в качестве основы быстроходные танки БТ. Т-34 был призван заменить как легкие быстроходные танки серии БТ, так и средние Т-28. Уже первые образцы Т-34, появившиеся в 1940, продемонстрировали удачное сочетание огневой мощи, мобильности и защищенности. В то же время, в результате неотработанности технологического процесса производства и недостаточной доведенности конструкции, у танка было множество «детских болезней». Это проявлялось в недостаточной его надежности и малом ресурсе дизельного двигателя (50 моточасов). Имелся и ряд конструктивных недостатков, в частности плохой обзор из танка для командира, недостаточно совершенные прицельные приспособления.
На начало войны Германии с СССР 22 июня 1941, в приграничных военных округах насчитывалось 967 Т-34. Они приняли участие уже в первых приграничных сражениях. Появление средних танков Т-34 и тяжёлых КВ явилось неожиданностью для немецкой армии. Первые же бои показали значительное превосходство боевых характеристик новых советских танков над танками Германии. Их средние танки T-III и тяжёлые (по немецкой классификации 1941 года) T-IV значительно уступали Т-34 по вооружению и имели менее эффективное бронирование.
Стандартная 37 мм немецкая противотанковая пушка, легко поражавшая Т-26 и БТ, против Т-34 оказалась малоэффективной, что вынудило применять против них 105 и 150 мм полевую артиллерию и 88 мм зенитные орудия, выставленные на прямую наводку.
В боях начального периода войны Т-34 сыграл важнейшую роль, сначала сдерживая и замедляя прорывы немецкой армии, а затем участвуя в контрударах.
Немецкой армии пришлось спешно разрабатывать средства ПТО, способные противостоять Т-34. Это привело к установке на немецкие танки более мощных длинноствольных орудий, усилению их бронезащиты. Пехотные части перевооружались более совершенными и эффективными противотанковыми пушками: PaK 38-50 мм и PaK 40-75 мм . Началось массовое производство самоходных штурмовых орудий. Форсировалась разработка собственных, качественно новых средних и тяжелых танков, способных соперничать с Т-34 и КВ. В результате, уже к середине 1942 года бронирование Т-34 оказалось недостаточным, и они начали нести большие потери. Но в то же время стали сказываться другие его достоинства. В первоначальную конструкцию были внесены тысячи изменений, что сделало танк более технологичным и дешёвым в производстве. Это позволило массово выпускать Т-34 на предприятиях, изначально не являвшихся танкостроительными заводами, с применением малоквалифицированной рабочей силы, в результате чего, несмотря на большие потери, их общее количество на фронте постепенно росло. Танк стал неприхотливым и надёжным в эксплуатации, ремонтопригодным.
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники, с усиленным бронированием, перестала быть достаточной и 76,2 мм пушка. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34.
Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов, в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85. В нем была применена новая 85 мм пушка. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню, с усиленным бронированием и более удобную для экипажа и командира. В результате на несколько тонн вырос вес, что привело к незначительному снижению динамических характеристик. Считается, что именно в этой модификации было достигнуто оптимальное сочетание огневой мощи, защищенности и подвижности для средних танков Второй мировой войны.
T-34-85 принял участие в войнe в Корее в 1950
Тем не менее, радикального улучшения боевых характеристик не произошло. Малоуязвимый в 1941 году, Т-34 в 1944—1945 уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам (при этом, сам Т-34 оставался средним танком, а конкурировали с ним именно тяжелые немецкие танки) и штурмовым орудиям. Недостаточно он оказался защищен и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатометы. В результате, в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 заканчивались пробитием его брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР. После войны Т-34 активно экспортировался во множество стран мира. Он принял участие в войнах в Корее, Вьетнаме, арабо-израильских войнах, множестве конфликтов в Африке, на Балканах.
Легендарные танки оставались на вооружении некоторых стран, например, Ирака, до конца 20-го века.
Герои Советского Союза и России, воевавшие на Т-34
Брюхов, Василий Павлович (род. 1924)
Фадин, Александр Михайлович (род. 1924)
Чугунов, Иван Яковлевич (1921—1978)
Модификации танка Т-34
А-32. Опытный средний танк; прототип танка Т-34 с 45-мм орудием ТП обр. 1938 г.
А-32 (Т-32). Вариант опытного танка А-32 с доработанной конструкцией и увеличенной бронезащитой. Установлена 76-мм короткоствольная пушка Л-10.
Т-34 (выпуска 1940 года). Первая серийная модификация; в числе усовершенствований увеличена толщина башенной брони, установлено орудие Л-11 (76 мм).
Т-34 выпуска 1940 года с 45-мм орудием. Выпускался небольшой серией на ХПЗ, либо не выпускался вообще, но было принято решение о его выпуске. Установка более слабого орудия связана с недостаточным выпуском 76-мм пушек Ф-32.
Т-34М. Проект модернизации, разработанный в 1940-41 гг., танка Т-34, на котором увеличивалась бронезащита (до 75-90 мм), мощность двигателя (до 600 л.с.) и боекомплект пушки. Восьмискоростная коробка передач, поддерживающие катки. Общая масса машины должна была составить 32 тонны. Одновременно велись работы над танком Т-44 с массой 36, 40 и 50 т с броней 75, 90 и 120 мм и пушками 57, 76, 107 мм соответственно. Все проектные работы по данным машинам были прекращены с началом Великой Отечественной войны.
Т-34 выпуска 1941 г. Серийный вариант танка Т-34 с литой башней и новой 76-мм пушкой Ф-32. Масса танка 28,5 т. Ширина траков уменьшена до 500 мм.
ОТ-34. Огнеметный танк, вариант Т-34 выпуска 1941 г., принятый на вооружение в 1942 году. Выпускался на заводе № 183 в 1942-43 гг. Вместо курсового пулемёта установлен огнемет АТО-41 (боезапас — 100 литров огнесмеси).
Т-34 выпуска 1942 года. Серийная модификация Т-34 с новой литой башней удлиненной формы. В качестве основного вооружения устанавливалась пушка Ф-32 или Ф-34. Увеличен с 53 до 60 градусов угол наклона нижнего лобового листа. В дальнейшем на танке была увеличена емкость топливных баков и введена 5-скоростная КПП.
ОТ-34. Огнеметный вариант Т-34 выпуска 1942 г., вооруженный огнеметом АТО-41.
Т-34 выпуска 1943 года. Серийная модификация, выпускавшаяся в 1943-44 гг. На башне установлена неподвижная командирская башенка со смотровыми щелями и дополнительный перископический смотровой прибор. На некоторых танках установлены башни штамповано-сварной конструкции. Масса танка составила 30,9 тонны.
Т-34 на советской марке военного времени «Вперёд на штурм!»
ОТ-34. Огнеметный вариант Т-34 выпуска 1943 года с установкой огнемета АТО-41 или АТО-42.
Т-34-85. Малосерийная модификация Т-34 с 85-мм пушкой Д-5-Т85. Выпускалась с января по март 1944 года заводом № 183, несмотря на то, что на вооружение был принят танк с пушкой С-53, так как на тот момент пушка С-53 была недоведенной.
T-34-85 в Музее на Сапун-горе, Севастополь
Т-34-85. Серийная модификация танка Т-34 ,выпускавшаяся большой серией в 1944-46 гг. Установлена новая литая башня с увеличенным диаметром погона. Бронезащита возросла до 90 мм (лоб башни и корпуса). Основное вооружение — 85-мм пушка С-53. В дальнейшем танк неоднократно модернизировался (последний раз в 1969 году). В 50-х годах выпускался серийно в Польше и Чехословакии.
ОТ-34-85. модификация Т-34-85 с установкой поршневого огнемета АТО-42 вместо курсового пулемёта.
Т-34-100. Опытный образец танка с новой 100-мм пушкой Д-10Т и спаренным пулемётом; разработан в 1945 г. Увеличен диаметр погона башни, снижена ее высота. Топливные баки перенесены в отделение управления. Несколько изменена ходовая часть. Из-за возросшей мощности орудия силовые передачи не позволяли вести огонь из машины на ходу. Изготовлено всего несколько опытных образцов танка; в серию он не пошел.
Кроме того, на базе узлов и агрегатов танка Т-34 в марте 1943 года был создан опытный Т-43, а в 1944 году на базе Т-34 и Т-43 разработан средний танк Т-44, продолживший линию развития советских средних танков.
На базе танков Т-34 разных модификаций выпускались многочисленные опытные и серийные образцы гусеничных тягачей, кранов, мостоукладчиков и другой техники. База танка стала основой для самоходно-артиллерийских установок СУ-85, СУ-100 и СУ-122.
ИС-2
В феврале 1944 года имевшиеся в составе Красной Армии полки прорыва, укомплектованные танками KB, были переведены на новые штаты. Одновременно началось формирование новых частей, оснащенных машинами ИС, которые стали именоваться тяжелыми танковыми полками. При этом им еще при формировании присваивалось наименование "гвардейский". По штату в новых полках насчитывалось 375 человек личного состава, четыре танковые роты ИС (21 танк), рота автоматчиков, рота технического обеспечения, зенитная батарея, саперный, хозяйственный взводы и полковой медицинский пункт. Формирование велось в Тесницком танковом лагере под Тулой. Особенностью экипажа тяжелого танка ИС было наличие в нем двух офицеров - командира танка и старшего механика-водителя и двух сержантов - наводчика орудия и заряжающего (он же младший механик-водитель). Подобный состав экипажей говорит о важности задачи, которая возлагалась на новые машины и вооруженные ими гвардейские полки. К сожалению, только небольшая часть экипажей воевала ранее на тяжелых танках KB и "Черчилль" и имела боевой опыт. В основном же личный состав прибывал из училищ, иногда после дополнительной подготовки на ЧКЗ. При отправке на фронт к полкам прикомандировывались представители ГБТУ для наблюдения за использованием новых танков.
Одним из первых вступил в бой 13 гв.ттпп. 15 февраля 1944 года, имея в своем составе 21 танк ИС-85, он прибыл в район Фастов - Белая Церковь. После марша полк получил задачу поддержать атаку 109 тбр на д. Лисянка, для чего командиром полка была выделена рота - пять танков ИС. К моменту вступления ее в бой последние Т-34 109 тбр, атаковавшие Лисянку в лоб, были подбиты "пантерами" и противотанковыми и штурмовыми орудиями немцев. Подпустив ИСы на расстояние 600-800 м, немецкие танки и САУ открыли шквальный огонь и в течение 10 минут подбили все наши тяжелые машины, при этом две из них сгорели. Каждый танк получил от 3 до 7 попаданий. На следующий день д. Лисянку окружили и взяли. В ней были захвачены брошенные без горючего 16 "пантер", два Pz.lV и два штурмовых орудия.
5 марта 1944 года 15 ИС-85 13 гв. ттпп поддерживали атаку 50 тбр на Умань. Во время боя пять танков было подбито огнем 88-мм зенитных орудий, три машины вышли из строя по техническим причинам, а одна упала с моста у д. Полковничье и перевернулась. Здесь же произошел и довольно редкий случай: нижний лобовой лист одного ИСа пробило снарядом тяжелого немецкого противотанкового ружья s.Pz.B.41, имевшего конический ствол калибра 28/20 мм.
Первое зафиксированное столкновение ИС-85 с "тиграми" произошло 4 марта 1944 года в районе г.Староконстантинова на Украине в ходе Проскуровско-Черновицкой наступательной операции. 1 гв.ттпп (командир - подполковник Н.И.Буланов) вступил в бой с ротой тяжелых танков "Тигр" 503-го тяжелого танкового батальона. В ходе перестрелки в условиях плохой видимости с дистанции 1500- 1800 м один ИС оказался подбит, а три получили повреждения, но впоследствии были отремонтированы. Ответным огнем ИСов у одного "Тигра" повредили пушку, а у другого - ходовую часть. 16 марта "тигры", открыв огонь из засады, подбили четыре ИСа, два из которых сгорели вместе с экипажами. Чуть раньше, 8 марта два ИСа со 150 - 200 м были расстреляны замаскированными 75-мм штурмовыми орудиями. Один танк получил 8 попаданий, другой - 4.
В результате этих боев появилось заключение ГБТУ о несоответствии вооружения ИС-85 и его бронирования аналогичным показателям немецких тяжелых танков. В нем рекомендовалось изменить форму и бронирование лобовой части корпуса и усилить вооружение танков ИС, о чем уже говорилось выше.
ИС-2 оказался более грозным противником танков вермахта, поскольку пушка Д-25Т имела большую дальность прямого выстрела, чем Д-5Т, а ее бронебойный снаряд значительно большую бронепробиваемость. Достаточно эффективно использовались против немецких танков и мощные 122-мм осколочно-фугасные снаряды.
Столкновения ИС-2 с "тиграми" были довольно редкими. Во всяком случае в описаниях боевого пути немецких тяжелых танковых батальонов таких фактов встречается не более десяти, причем с участием и "Тигра II". Заслуживает упоминания бой в Венгрии в районе Будапешта в ноябре 1944 года с танками 503-го батальона. Более крупное столкновение произошло 12 января 1945 года в ходе Висло-Одерской операции Красной Армии. Колонна "тигров II" из 524-го тяжелого танкового батальона столкнулась с нашими танками у деревни Лисов. Обе стороны понесли тяжелые потери.
Надо заметить, что немцы довольно долго не имели возможности детально изучить подбитые ИС-2, поскольку поле боя оставалось за русскими. Такая возможность им представилась лишь в мае 1944 года под румынским городом Тыргу-Фрумос.
В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад. Обычно они создавались на базе бригад с Т-34. Появление этих соединений было вызвано необходимостью сосредоточения тяжелых танков на направлениях главных ударов фронтов и армий для прорыва сильно укрепленных оборонительных рубежей, а также для борьбы с танковыми группировками противника. Организационно бригада состояла из трех тяжелых танковых полков, моторизованного батальона автоматчиков, подразделений обеспечения и обслуживания. Всего в бригаде насчитывалось по штату 1666 человек, 65 танков ИС-2, 3 самоходно-артиллерийские установки СУ-76, 19 бронетранспортеров и 3 бронемашины. Всего сформировали пять таких бригад. Две из них - 7-я и 11-я- принимали участие в Берлинской операции.
На завершающем этапе войны каждому танковому корпусу придавался как минимум один танковый полк ИС-2, роль которых при штурме сильно укрепленных населенных пунктов в Германии и Восточной Пруссии трудно переоценить. 122-мм пушка как нельзя лучше подходила для уничтожения долговременных огневых точек. Одним фугасным снарядом ИС-2 проламывал пулеметный бронеколпак, бывший неуязвимым для 85-мм пушки, и разносил вдребезги капитальную кирпичную кладку старинных зданий. При этом основным врагом наших танков стал пехотинец, вооруженный "фаустпатроном" (Faustpatrone), "панцерфаустом" (Panzerfaust) или "панцершреком" (Panzerschreck). Красноармейцы, не разбиравшиеся в тонкостях немецких названий, называли все виды этого оружия "фаустпатронами", или короче - "фаустами", а солдат, использовавших их, - "фаустниками". Во время боев в городах на "фаустпатроны" приходилось до 70% всех подбитых танков. В качестве защиты от них в начале 1945 года боевые машины начали оборудовать противокумулятивными экранами, которые изготавливались и устанавливались большей частью кустарно силами танкоремонтных подразделений из тонких металлических листов, сетки и даже спиралей Бруно, сплющенных танковыми гусеницами. Кумулятивная граната "фаустпатрона", взрываясь на экране, разносила его в клочья, но на основной броне оставляла лишь оплавленную вороночку, которую танкисты с черным юмором людей, ежеминутно смотрящих в глаза смерти, называли "засос ведьмы".
К сожалению, разрывами снарядов и обломками зданий часто срывало или деформировало экраны. О том, какие это вызывало последствия, рассказал в своей повести-воспоминании "Последний бой -он трудный самый" В.Миндлин, участник штурма Берлина гвардии подполковник командир 11 гв.ттп: "Вот стоит машина с наглухо задраенными люками, из нее сквозь броню слышен визг вращающегося умформера радиостанции. Но экипаж молчит... Не отзывается ни на стук, ни по радио. В башне-маленькая, диаметром с копейку, оплавленная дырочка,- мизинец не пройдет. А это - "фауст", его работа! Экран в этом месте сорван, концентрированный взрыв ударил по броне...
Синеватыми огоньками брызжет сварка: только так можно вскрыть задраенный изнутри люк.
Из башни достаем четырех погибших танкистов. Молодые, еще недавно веселые сильные парни. Им бы жить да жить.
Кумулятивная граната прожгла сталь брони, огненным вихрем ворвалась в машину. Брызги расплавленной стали поразили всех насмерть... Не затронуты ни боеукладка, ни баки с горючим, ни механизмы. Погибли лишь люди, и вот, как будто в последнем строю, лежат они, танкисты, у гусеницы своей боевой машины.
А танк - живой - стоит посреди улицы, низко к мостовой опустив пушку, как бы скорбя по погибшему экипажу.
А людей уже нет.
Кто видел танковый бой, тот знает, как страшно гибнут танкисты.
Если снаряд или "фауст" поразил боеукладку, баки с горючим, танк погибает мгновенно - взрывается, и ничего живого в нем и возле танка не остается. Экипаж погибает без мучений.
Однако бывает и так: пробил снаряд или "фауст" броню, тяжело ранены все члены экипажа, и машина горит, огонь идет к боеукладке, к бакам с горючим, а погасить его экипаж не в состоянии. Надо покинуть танк и до взрыва успеть отбежать на безопасное расстояние. Но у раненых танкистов уже нет сил отдраить люки, открыть их.
И слышишь крики заживо горящих людей. Помочь им нельзя: люки закрыты изнутри, можно, повторю, открыть только сваркой.
Нет более жестокого боя, чем танковый бой. Нет страшнее смерти, чем смерть в горящем танке".
Вести уличный бой с открытыми башенными люками было нельзя: из любого окна могла вылететь ручная граната. Поэтому экипажи получили приказ - люки закрывать, но не задраивать. В результате безвозвратные потери личного состава несколько снизились.
Для боя в городских кварталах применялось специальное построение под названием "елочка". Танки взаимодействовали огнем попарно, а пары - между собой. Танковый взвод-два тяжелых танка ИС-2- простреливал всю улицу: один танк - правую ее сторону, другой - левую. Такая пара двигалась уступом, друг за другом, - по обеим сторонам улицы. Другая пара шла следом за первой и поддерживала ее огнем.
Каждой танковой роте придавался взвод автоматчиков, состоявший из пяти отделении, - по числу тяжелых танков в роте. Автоматчики передвигались на броне, при встрече с противником они спешивались и вели бой в тесном взаимодействии с экипажем "своего" танка. В уличных боях именно на них ложилась основная работа по уничтожению "фаустников".
В борьбе с последними неплохо зарекомендовали себя и крупнокалиберные зенитные пулеметы ДШК. Правда, на улицах Берлина задранные вверх стволы этих пулеметов цеплялись за все провода, особенно - трамвайные, срывали их и волокли за собой. Поэтому на части танков ДШК были сняты.
Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении Войска Польского. 71 боевая машина была передана для формирования 4-го и 5-го полков тяжелых танков. За время боев в Померании 4-й полк уничтожил 31 танк противника, потеряв при этом 14 своих. Оба полка принимали участие в битве за Берлин. Планировалось сформировать еще два таких полка - 6-й и 7-й, но сделать этого не успели - кончилась война. К концу боевых действий в Войске Польском осталось 26 ИС-2 (при этом 21 машину вернули Красной Армии). Они и вошли в состав послевоенного польского 7-го тяжелого танкового полка.
На вооружение чехословацкой армии несколько ИС-2 поступило весной 1945 года, накануне освобождения Праги.
В начале 50-х годов небольшое количество ИС-2 передали Китаю. Во время войны в Корее китайские добровольцы применили их против американцев, хотя информации о боевых столкновениях с танками последних нет. По данным американской разведки, китайские войска в Корее имели четыре отдельных танковых полка, каждый из которых состоял из четырех рот Т-34-85 и одной роты ИС-2 (по 5 танков в каждой).
Во время войны в Индокитае французские войска столкнулись с ИС-2, которые Китай передал Вьетнаму.
Один танк "Пантера", имевшийся у французов, был доставлен во Вьетнам для проведения экспериментов о возможности противодействия танку ИС-2.
Куба получила два полка ИС-2 в начале 60-х годов. По сообщениям иностранной печати, эти машины все еще находятся в эксплуатации в береговой обороне в качестве огневых точек.
Примерно в это же время ИС-2 поступили и в КНДР. В составе северокорейской армии имелись две танковые дивизии с одним тяжелым танковым полком каждая.
В Советской Армии танки ИС-2М состояли на вооружении очень долго, пережив более поздние ИС-3 и ИС-4.
Предполагалось, что окончательно их заменят в войсках только Т-10, но и этого в полном объеме не произошло. В 70-е годы, после ухудшения отношений с Китаем, танками ИС-2М и ИС-3 оснащались укрепленные районы, создаваемые вдоль китайской границы в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Боевые машины находились в парках, по тревоге должны были выдвигаться к границе и занимать специально подготовленные для них капониры. В Одесском военном округе последние известные учения с участием ИС-2М состоялись в 1982 году. Официальный же приказ министра обороны о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии был отдан только в 1995 году!